Про автобусы в Гоа


Автобусы в Гоа.Тук-туки в Гоа.
Автобусы – массовый вид общественного транспорта в Гоа, используемый в основном самими индусами. Всегда очень интересно окунуться в местную жизнь, через нее лучше чувствуешь дух страны, поэтому мы поездили на местных автобусах и постарались описать наши личные впечатления.

Остановки автобусов.
Остановки автобусов специальными знаками с письменным перечнем маршрутов, расписанием и пр. не маркируются. Местом остановки автобуса могут быть выкрашенные в красный цвет будки или просто стенки с надписью Vodafone, хотя и не обязательно. Как и в других странах с архаической культурой (и в России тоже немало таких мест), многое в Индии рассчитано «на тех, кто знает, или может узнать у тех, кто знает». Поэтому спрашивайте у иностранных туристов или у местных – где остановка автобуса (“where is the bus stop?”). Более точно место остановки автобуса можно диагностировать наличием стоящих у края дороги групп индусов. Например, в Арамболе остановка автобуса находится довольно далеко (почти с километр) до пляжной зоны и главной улицы, на основной трассе, идущей от Сиолимского моста на север, прямо на ее развилке (на север и враво – на Пернем), обозначенной дорожным знаком  В пересадочных узлах, например, в Мапсе (Mapusa), автобус прибывает и отправляется со специальных площадок, которые можно назвать автовокзалом. Например, автобус из Арамболя в Мапсу приходит и высаживает пассажиров в начале площадки, некоторое время там стоит, а потом подъезжает ближе к выезду уже для посадки и ждет заполнения салона пассажирами. Лучший способ найти нужный автобус – сказать название пункта Вашего назначения кому-то из водителей автобусов или людям, которые выполняют комплекс функций (прием и контроль оплаты за проезд, регулирование посадки в автобус и размещения пассажиров по салону, информирование пассажиров об остановках и пр.) – назовем их кассирами. Последние обычно стоят в дверях автобусов, а на автовокзалах выходят на улицу  - они быстро произносят много слов, видимо, информируя в т.ч. об остановках, но нам ни разу не удалось вычленить из сообщений нужную информацию, возможно,, в т.ч. и потому, что объявления шли на местном языке, а не по английски. Так то лучше спрашивать про нужную остановку, чтобы не пропустить, у других индусов или у знающих иностранцев. Подсказывают довольно охотно.
Площадь с автобусами (автовокзал)в Мапсе
Кто едет в автобусах.
Наиболее частые пассажиры – дети, женщины, а также мужчины, почему-либо не желающие ехать на скутере (байке), имеющемся у почти любого желающего и не имеющие при этом автомобиля – например, едут в костюме, везут какой-то груз, который на скутер не приторачивается, либо просто желающие сэкономить и пр..  В общем, это обычный общественный транспорт, воспринимаемый тут как метро в Москве. В Гоа в автобусах также нередки белокожие туристы, к ним привыкли и редко кто из местных индусов обращает на них особое внимание. Наполненность автобусов может быть различной, свободнее на начальных остановках и днем, в часы пик пассажиров больше. Уступать места для сидения среди индусов, по виденному нами, не принято, хотя один раз мы видели, как молодой мужчина-индус еще на автовокзале уступил место женщине. Также, если освобождается место у окна, а сидящий рядом не хочет туда сдвигаться, то он не встанет, чтобы пропустить на место к окну, нужно протискиваться между его ногами и впереди стоящим креслом (это наблюдали много раз). Один раз ехали в переполненном автобусе, при этом два места у окон были пустыми, и сидящие рядом индусы никого туда не пропускали, вообще выглядело как это люди из высшей касты. Потом все же выяснилось, когда местный пацан туда пролез, что там мокро после дождика (окна всегда открыты), ну пацан подложил газетку под попу, делов-то, но общение между пассажирами не принято, поэтому понять  - в чем дело - было не просто, на других таких же местах люди сидели,, заполнив все, хотя там так же были открыты окна и видимо, прошел дождик, а многие бы предпочли ехать час сидя. Нам приходилось ездить в автобусах, которые в начале или в середине пути плотно заполнялись, хотя с дороги видели и почти пустые автобусы.   

Пустой автобус на автовокзале
Посадка в автобус.
Подошедший к остановке автобус на узких улочках деревенек и городков Гоа нередко перегораживает всю или почти всю проезжую часть. Существенно, что и посадка в дверь происходит слева, при остановке в Арамболе на развилке посадка идет с проезжей части. Перед посадкой стоит спросить у садящихся в автобус или у кассира или у сидящих, идет ли этот автобус до нужной Вам станции, назвав с вопросительным выражением ее наименование. Оплата проезда производится непосредственно кассиру, причем чаще всего он ее брал где-то в середине поездки, когда автобус был уже почти набит пассажирами, протискиваясь между пассажирами по салону, как змей. Стоимость Арамболь-Мапса, например, 20 рупий, за час поездки – нормально. Занимать можно любые свободные места, учитывая, что в процессе поездки вход осуществляется через дверь в передней части автобуса и утрамбовка пассажиров внутрь при поездке будет происходить оттуда. Есть разные виды автобусов, в т.ч. и со второй дверью в задней части, которую открывают лишь иногда по непонятному алгоритму. Задняя дверь зашелкивается на замок, переднюю дверь закрыват кассир, дергая за какую-то веревку.  
При посадке наблюдали чередование автобусов – в одном и том же направлении подходят то полные автобусы, то пустые, при наличии свободного времени и желании можно выждать шанса поехать на сидячем месте.    
Поездка в автобусе
Автобусы похожи на ездившие еще при СССР «пазики», только больше размерами. На мой взгляд, внутренняя планировка не удачна с точки зрения использования пространства. Сами сидения довольно громоздки, между рядами сидений в салоне довольно тесно между есть выступы и пр., поэтому при поездке стоя упаковка получается довольно неудобная – внизу тесно, вверху широко, поэтому приходится занимать наклоненное положение. Многие пассажиры с небольшим ростом часто держатся за низко расположенные багажные полки, не доставая до идущих поверху поручней. В некоторых автобусах есть интересные места слева от водителя, почти как в машрутке впереди, сидишь в отдельной кабинке, никто не толкается, поэтому имеет смысл сесть на них, если они свободны. Окна в автобусе открыты, и в феврале салон при движении нормально вентилируется, духоты нет. Хуже при долгой стоянке и в пробках, которые иногда бывают. Автобус едет очень медленно, особенно учитывая множество искусственных дорожных неровностей и большое число остановок. Средняя скорость по отношению к такси – примерно в 2 раза меньше (например, Арамболь-Мапса – на автобусе- час, на такси – полчаса, но такси еще и едет немного более короткой дорогой. Автобус – большой, пользуется уважением на дороге, ехать в нем безопасно (более безопасно чем на байке-скутере и даже чем в такси). В принципе, для очень экономных даже из аэропорта в Арамболь с пересадками можно доехать на автобусах, цена будет примерно в 20 раз меньше, но и займет это в 3-4 раза больше времени.    
Люди в автобусе держатся за полки
Кнопка для открытия дверей (сигнал)


Бумбокс :) В автобусах популярна музыка
Вывод. 
На автобусах в Гоа вполне можно ездить, это экономный и безопасный вид транспорта. При этом при поездках на расстояния от порядка часа желательно садиться в автобусы, в которых есть возможность сесть на свободные места – выбрав удачное время или находясь на остановке, близкой к начальной - это возможно, или смириться с некоторой теснотой и нагрузкой на ноги. Базарить между собой и разбираться в автобусах даже при тесноте не принято, если кто-то что то и регулирует в них – то это кассир.
Тук-туки в Гоа.
Не удержались от соблазнов попробовать и специфическое транспортное средство Индии да и значительной части Юго-Востока Азии - тук-ту в его гоанском варианте. Это трехколесный мотоцикл под крышей. Были сомнения - а можно ли пролезть в его узкие двери - оказалось - вполне. Для поездок на короткие расстояния и по городу подходит, вполне соответствует размеру популярных в Индии маленьких недорогих машинок. Стоимость 15 минут поездки по Мапсе была 80 рупий. На такси меньше за за 100 рупий редко брутся везти, а тут-тук демократичней.

2 комментария:

  1. Интересно было почитать, спасибо)

    ОтветитьУдалить
  2. Какое классное фото с мотоциклом :) Было интересно, спасибо!

    ОтветитьУдалить